– Важную роль в развитии любого спортсмена играет тренер. Как найти своего и какие моменты нужно учесть?
В большинстве случаев все упирается в простейший момент – диалог с тренером. Всегда можно поменять команду, если у ребенка совсем никак не идет контакт с тренером, но важно – именно у ребенка. Потому что бывает, что у родителя может быть куча претензий, а ребенку как раз все нравится.
Но опять же – не доводим до крайностей. Если видим, что ребенка унижают, можно предложить ему такую модель – давай просто попробуем, сходим на одну тренировку с другой командой. Потому что порой ребенок погружается в это болото, и это становится его зоной комфорта, он знает все загоны тренера, знает его минусы, умеет их обходить, но устал и нет динамики. И в таких случаях зачастую раскапываешь, что ребенок перестал доверять и развиваться с этим тренером.
– Порой родители очень эмоционально реагируют на любые сложности и стараются уберечь ребенка от любых проблем и конфликтов, которые так или иначе возникают в команде.
Тут родителям, в первую очередь, нужно остановить процесс нагнетания и спросить себя: я хочу, чтобы мой ребенок тренировался, чтобы он был в спорте, чтобы он умел выходить из кризисных ситуаций, из конфликтов, преодолевать себя, налаживать какие-то взаимоотношения? Или я сейчас пытаюсь его отсюда забрать, чтобы создать ему какие-то идеальные условия, которых по сути не бывает в любой команде, в любом коллективе.
– Со временем количество тренировок увеличивается, как и занятий в школе, а еще порой ребенку хочется просто погулять с друзьями. Еще и родителям нужно подстраиваться под графики тренировок и игр. Как с этими нагрузками справляться?
Не уходить в крайности. Конечно, спортсмен с интеллектом (и тут важно – речь не про оценки) – это другой спортсмен, это другие перспективы. Но важно не передавливать, не стоит нанимать ребенку кучу репетиторов, когда ему кроме хоккея ничего не интересно.
Тут нужно помогать преодолевать. И надо сразу понимать, что если уже выбрали этот путь, то чем-то жертвовать придется и родителям, и ребенку. И большинство успешных историй, которые мы знаем, это всегда про то, что чем-то спортсмен пожертвовал в детстве, не видел того, что видели сверстники.
И кстати, говоря, часто не выдерживают именно родители, а не дети. Настолько им все становится тяжело, что сходят с дистанции именно родители.
– Наверное, здесь как раз важно вспомнить, что дает спорт ребенку, как помогает в жизни?
Зачастую именно благодаря спорту в характере ребенка формируются определенные черты. Взрослым важно понять, что даже если ребенок плохо учится, но хорошо тренируется – это воспитывает его трудолюбие, упорство, силу воли, самомотивацию. То есть те качества, которые ему пригодятся в жизни в любой специальности и профессии. И как правило нет неуспешных людей после спорта, они все находят нужную тропу своим упорством, трудолюбием.
– А что спорт дает родителям?
– Седины больше добавит, это однозначно, даже со временем всегда будет возникать вопрос – играет он сегодня или не играет. Отдать ребенка в спорт – это длительный марафон, поэтому не надо разбегаться, разгоняться, форсировать. Но однозначно, когда ребенок приходит в хоккей, все родители говорят – это «секта». То есть теперь все ваши мысли и разговоры – про хоккей, и так потихоньку общаешься только с хоккейными родителями, так в твоей жизни появляются новые друзья, многие потом и работают вместе. Это реально такое сплочение, которое остальной социум не понимает, очень дружное и поддерживающее сообщество хоккейных родителей.
– Вы уже не первый год работаете в нашей школе, с какими вопросами к вам чаще всего приходят сами дети?
Чаще всего сами приходят успешные игроки, у которых есть желание стать еще лучше, убрать комплексы, ловушки в мышлении, подняться на новый уровень.