– Да, но тогда возникает другая проблема. Не секрет, что многие родители в Казани, приводя своих детей в хоккей, в первую очередь хотят видеть их воспитанниками школы «Ак Барса». Во-первых, это бренд. Во-вторых, как в вашем случае, имеет значение и личность тренера. У вас тренируются дети из пригорода и даже из соседних городов. Хотя сейчас практически в каждом городе Татарстана и в районных центрах есть свои ледовые дворцы и свой набор. Как с этим быть?
Согласен, действительно, такой момент есть. Но конкретно наши дети, несмотря на то, что живут за пределами Казани, – интересные, подающие надежды. Мы видим в них перспективы, поэтому стараемся удержать их у себя. Хотите, назовите это тренерским эгоизмом. Но здесь в большей степени присутствует опасение, что если такой ребенок изначально попадет в недостаточно квалифицированные руки, то мы получим хоккеиста с издержками в плане технической подготовки. И это все равно потом скажется на его карьере. Поэтому, если мы с самого начала видим у ребенка предрасположенность и способности, то стараемся вести его с азов. Но ездить каждый день, безусловно, тяжело. У нас есть мальчик, который по три часа тратит на дорогу ради 45 минут льда. Это с учетом того, что тренировки начинаются в 7 часов вечера. Представляете, во сколько он приезжает домой и ложится спать? А ведь ему к восьми утра – в школу. Понятно, что через какое-то время ребенок выхолащивается, глаза перестают гореть… Но из-за того, что мальчик способный, и мы понимаем, сколько сил у него ежедневно уходит на дорогу, относимся к нему более снисходительно. Я, конечно, утрирую, но было бы правильнее, если бы своя команда была в каждом дворе, а мы собирали бы ребят к 8-9 годам, когда у них появляется осмысленное желание заниматься хоккеем…
– Вы уже затронули вопрос квалификации тренера. Ведь ребенок может быть и способным, и достаточно развитым для хоккея, но попав в неправильные руки, его талант может так и не развиться. Как избежать этого?
Надо обучать тренеров, работающих с детьми на начальном этапе подготовки. Во многих школах, к сожалению, на набор стараются ставить молодых тренеров без опыта. А между тем, именно на начальном этапе закладываются основные технические навыки.
Мы стараемся взять и научить сами, чтобы потом не иметь пробелов. Но здесь проблема не только в технической подготовке. Есть тренеры, которым нужно всё и сразу, и они форсируют подготовку детей. Это и ранняя скоростно-силовая подготовка (прыжки, челноки и т.д.), которая рекомендована только после 10 лет, или специальная выносливость, рекомендованная после 15-16 лет, а также ранняя тактическая подготовка. Зачастую такие тренеры даже показывают быстрые результаты на первых этапах. Например, какая-нибудь школа из муниципального района Татарстана может обойти нашу команду, завоевав более высокое место, чем «Ак Барс». У нас сейчас 40 человек, и мы всех спокойно учим. Там – 20 человек, много свободного льда, поэтому объемы нагрузки несоизмеримы. Такие тренеры начинают детей тренировать, а их прежде всего надо учить. Между «тренировать» и «учить» – большая разница. Тренировать нужно уже после 10 лет, в учебно-тренировочных группах. А до этого нужно терпеливо и методично обучать, чтобы делали всё правильно. Но даже при нашем опыте и методиках у кого-то получается, а у кого-то нет. Все-таки хоккей – очень специфичный вид спорта.
– А в чем заключается специфика?
Если рассуждать с физиологической точки зрения, то в хоккее задействована определенная группа мышц, должна быть определенная подвижность суставов и эластичность связок. Если ребенок не бежит, не прыгает, не гибкий, ему сложно будет добиться высоких результатов. Возможно, его способности будут хороши в циклических видах спорта – в лыжах, в плавании. И то – не в спринте, а на дистанции. Я в свое время немного изучал этот вопрос, и узнал, что, например, в ГДР была ранняя спортивная профориентация. Там чуть ли не по составу крови и сечению мышц определяли, к чему есть физические склонности у ребенка – к скоростно-силовым видам спорта или к циклическим. Есть еще такое понятие, как оперативное мышление или игровой интеллект, без которого прогрессировать в игровых видах спорта сложно. Как его определить у ребенка в пять лет? Он может бежать и прыгать лучше всех в данный момент, но например, нет чувства дистанции или недостает еще каких-то моментов. Всё это проявляется позже. Мы можем набрать себе всех бегающих и прыгающих, но игровиками среди них будут единицы. Это раньше чуть ли не каждый второй был игровиком. Тогда в каждом дворе дети гоняли летом в футбол, зимой – играли в хоккей. Младшие тянулись за старшими, подражали им, учились у них – так формировалось игровое мышление. Сейчас дети сидят дома и, к сожалению, развивают большие пальцы на руках, тренируясь с гаджетами.
– И все-таки, как родителю правильно сориентироваться и выбрать правильного тренера для своего ребенка?
Думаю, что здесь нет однозначного ответа. В большей степени это – лотерея. Если вы приходите в конкретную школу, то ваш возраст берет совершенно конкретный специалист, и выбора здесь, как правило, нет. В школе работает 25-30 тренеров, распределенных по возрастам, и у каждого своя, наработанная годами методика. Кто-то форсирует подготовку, кто-то откладывает на более поздние сроки. Но, к сожалению, особенно в хороших школах, начиная с пеленок, во главу угла ставится «его величество – результат». Особенно это касается молодых специалистов. Если в моем случае я говорю, что ничего страшного, сегодня мы не на первом месте, но завтра при нашей методике подготовки мы на нем обязательно будем, и мне верят, зная сколько моих выпускников сейчас играют в ВХЛ и КХЛ. То у молодого тренера зачастую нет других аргументов кроме цифр на табло. Поэтому он «выжимает» из детей все возможное. Но даже у опытных специалистов после выпуска все начинается сначала. И если твой возраст не лидирует, например, на Первенстве России по своему региону у руководства да и у родителей неизбежно будут вопросы.